Welcome to the Light Zone of LEXX! 
Посетите наш форум
 
 
"На главную"

Lexx DVD compression. NTSC vs PAL.
Анализ DVD изданий, сравнение телевизионных стандартов



Ввиду бесконечных и непримиримых баталий на тему - какое издание лучше, появилась острая необходимость в данной статье. Подробно расписано о трех, наиболее распространенных изданиях в России.

 
Издание Пирамида
PAL dvd5
Издание E1 Entertainment
PAL dvd9
Издание Koch Vision
NTSC dvd9





1. Пирамида PAL dvd5
Издавался в России в 2001 г.
Найти новые диски практически невозможно, только пиратские копии.
Язык – Русский Английский.
Субтитры - Русские.
В издании Пирамиды нет никаких дополнительных материалов,
небольшой анимированный фрагмент, перед основным меню. Дизайн dvd меню и обложки не противоречат друг другу. все просто и без излишеств

 
главное меню меню установок меню эпизодов анимированный фрагмент





2. E1 Entertainment PAL dvd9
Издавался в 2001 г в Англии.
Можно найти новые или б.у. диски в разных магазинах.
Язык – Английский.
Субтитры - отсутствуют.
В начале каждого диска имеется предупреждение о нарушении авторских прав, затем идет реклама contender и cult-tv общей длительностью 35 секунд, к счастью, их можно пропустить и попасть сразу в главное меню.
Если не пропускать, перед главным меню проиграет небольшой видеоряд, как бы заставка к главному меню.
 
главное меню выбор эпизодов дополнения дополнения


Меню установок отсутствует, т.к. на диске всего 1 язык и нет субтитров.
На каждом диске имеются 15-ти минутные интервью о создании пилотов, небольшие рекламные ролики, описания персонажей, ссылки на разные сайты. На всех дисках что-то разное. На 3-ем диске имеется тест на знание содержания. Все меню анимированные и выглядят очень привлекательно.
Дизайн обложек простоват, явно не дотягивает до дизайна меню и не очень соответствует цветовой гамме меню.
В общем, в данном издании, помимо пилотов, есть масса всего интересного.




3. Издание Koch Vision NTSC dvd9
Издавалось в 2001 г в Канаде и США
Можно найти новые диски, но очень дорого.
Язык – Английский Французский
На диске представлены 2 версии фильма:
английская без цензуры, французская с цензурой.
Субтитры – отсутствуют
При старте диска сразу появляется меню выбора языка.
После выбора языка играет заставка сериала, из 2 сезона, пропустить которую невозможно.
Музыкальный ряд взят из 3 сезона, что совсем не сочетается с видеорядом из 2.
На последних секундах заставка застывает и появляется главное меню, причем кадр из заставки взят с большими пикселями.
 
 
главное меню меню дополнений

Из главного меню мы можем попасть в меню выбора эпизодов (в меню выбора эпизодов квадратные кнопки имеются только на 1 диске. На остальных – круглые) или в меню дополнений, но после выбора обратно мы уже вернуться не можем.
Между меню эпизодов и меню дополнений есть внутренние ссылки.
Т.е. чтобы начать смотреть фильм, мы должны сначала посмотреть заставку, затем войти в меню выбора эпизодов и выбрать первую главу.
В меню дополнений на каждом диске имеется 5-ти минутные промо - история создания пилота; и 2-х минутные интервью с автором сценария.
Также на каждом диске имеются картинки с текстовым описанием персонажей, на всех дисках одинаковые.

Итог: содержание диска, безусловно, интересное, поскольку помимо фильма есть различные доп. материалы.
Оформление диска сделано просто и без излишеств, все меню статичные, что экономит место. Однако на диске имеется никому не нужная заставка из 2 сезона, вместо которой можно было бы вполне сделать анимированые меню.
Навигация крайне неудобная.
Обложки дисков ничего общего не имеют с внутренним дизайном.




Четкость картинки

Данный текст не является учебным пособием, но необходим для понимания сути.

NTSC (англ. National Television Standards Committee — Национальный комитет по телевизионным стандартам) — система аналогового цветного телевидения, принятая в США в 1953г.

PAL (англ. Phase-alternating line — поэтапно-переменная линия) — система аналогового цветного телевидения, представленная как стандарт телевизионного вещания в 1967 году в Европе.


С самого появления кинематографа был принят единый стандарт частоты кадров - 24 кадра в секунду. По сей день в кинотеатрах фильмы показывают именно с такой частотой кадров, когда каждый кадр - это полноценная картинка, и при быстром обновлении человеческий глаз воспринимает ее как движение.

Телевизионный экран устроен принципиально по-другому, он состоит из горизонтальных полос. Здесь каждый кадр появляется не сразу весь целиком, а чересстрочно. Каждый кадр разбивается на "четные" и "нечетные" строки, и на экран выводятся поочередно. Поэтому экран обновляется в 2 раза быстрее, чем количество кадров, и за каждый промежуток времени будет выводиться по половинке картинки. Частота кадров на телевизионном экране не равна 24, в стандарте PAL она равняется 25 кадрам в сек (50 герц), в стандарте NTSC – 29.97 (часто обозначают 30) кадров в сек (60 герц).

Конвертация в NTSC


Формат NTSC был придуман в Америке в 1953 году, и затем принят для вещания в нескольких странах, в том числе и в Канаде. Имеет частоту кадров 30 в сек. Но материалы на пленку снимают с частотой 24 кадра, а затем конвертируют в 30. Каким же образом из 24 кадров сделать 30? В каждой секунде создают по 6 искусственных кадров методом объединения разных строк от соседних кадров.


Новые искусственные кадры всегда будут иметь отвратительного вида горизонтальные полосы. Такие кадры обычно называют "искусственные", "гибридные", а видимость горизонтальных полос обычно называют "эффектом гребенки" или "расчески".

При подобном преобразовании из каждых 4 кадров создают 5, при этом один кадр в исходном виде теряется. Подобное преобразование имеет научное название Pulldown 3:2 (Pulldown 2:3) или Телесайн. http://en.wikipedia.org/wiki/3:2_pulldown#23pulldown

Конвертация в PAL


При конвертации видеоматериала с частотой 24 кадра/сек в PAL никаких новых кадров не создается, видео пускают с частотой 25 кадров/сек, при этом создается ускорение в 4%, которое сильно не заметно. Однако ускорение в звуке достаточно ощутимо (для людей со слухом особенно). Отсюда и разница в длительности времени 1 час 33 мин – 1 час 29 мин.

Любой видеоматериал, не имеющий никакой чересстрочности, где каждый кадр есть полноценная картинка, называют прогрессивным видео. Обозначают буквой P
PAL 576p (цифры 576 означают вертикальный размер картинки)
Чересстрочное видео означают буковй I – interlaced – PAL 576i

В форматах PAL и NTSC видео может быть как прогрессивным, так и чересстрочным.
Но в случае pulldown 3 2 видео уже однозначно будет чересстрочным.
Прогрессивное NTSC видео, где видеоматериал изначально снимался с частотой 29.97 кадров/сек большая редкость среди dvd фильмов.

Изучив различные DVD-издания практически покадрово, нам удалось выяснить, в каком виде все это монтировалось и как собиралось, и почему в разных изданиях имеются столь сильные расхождения в четкости изображения.

Фильм смонтирован из фрагментов, содержащих 24 прогрессивных кадра/сек., 30 прогрессивных кадров/сек. и 30 чересстрочных кадров/сек.
Научно данное явление называется "гибридный NTSC" - "hybrid NTSC". Достаточно частое явление, и Лексс тут, увы, не единственная жертва.


Живая съемка и графика в данной сцене смонтированы уже после pulldown 3:2 и, что самое печальное, «искусственные» кадры, на передних и задних планах, идут в разное время.

Сохранить подобный фрагмент в PAL можно, только устранив сначала полностью чересстрочность, а затем преобразовав частоту кадров. Убрать чересстрочность, не ухудшив четкость изображения, крайне сложно, особенно в таком случае, а после перемены частоты кадров неизбежно появятся полупрозрачные контуры на сценах с движением. Лучший вариант – это переделать исходник, естественно, на такое разработчики не пошли. Поэтому в подобных сценах в PAL изданиях идут уже неустранимые призраки в кадрах.

В формате NTSC сериал Lexx представлен в первозданной четкости, и это понятно, т.к. фильм делали в Канаде, а вот при сохранении в PAL разработчики сделали следующее.

Самый простой способ устранения чересстрочности - размытие строк – blend fields
Принцип действия следующий: каждый кадр, вне зависимости от наличия чересстрочности, разбивается на четные и нечетные строки.

Оригинальный кадр с чересстрочностью


Четные строки


Нечетные строки


Пространство между сроками убирается, и каждая картинка становится в 2 раза меньше по вертикали.




Затем каждая картинка увеличивается по вертикали до оригинального размера.




После этого одна картинка накладывается на другую с прозрачностью 50%.


Конечный результат сильно размыт. На кадрах, не имеющих чересстрочности, это очень хорошо видно, также на сценах с быстрым движением будут видны полупрозрачные контуры.

Прогрессивный кадр, до blend fields


После blend fields


Потеря четкости – очевидна.

Данный метод устранения чересстрочности присутствует в большинстве видеопроигрывателей, среди них Windows media player и Media Player Classic.
Отключается в настройках.
Т.е. при сохранении фильма в PAL, разработчики поленились переделать несколько сцен, имеющих 30 чересстрочных кадров в сек., а просто наложили на все – blend fields, для быстрой конвертации.
Результат выглядит вот так.

Ntsc кадр


Pal кадр


В фильме также присутствуют фрагменты, которые были подвергнуты различным спецэффектам, после преобразования pulldown 3 2.

На данной картинке мы видим, как горизонтальные полосы закругляются вместе с картинкой, отсюда следует, что фильтр «закругления» был наложен уже после pulldown 3 2, что не подлежит никакому обратному преобразованию, соответственно, никакой Blend Fields тут не поможет.

 

В PAL издании мы прекрасно видим, как к уже ранее закругленным полосам, прибавились еще новые, что убило и без того безнадежную картинку.

 


В исходнике весь фильм был нарезан на тысячи мелких кусочков, причем нарезка может приходиться прямо посреди какой-либо сцены.

 
В самом начале примерно 30 секунд идут прогрессивные кадры, а затем вдруг начинаются чересстрочные. Через какое-то время снова прогрессивные. И так на протяжении всего фильма. Никакой системы в этом нет.

В тех моментах, где в PAL издании идет сбивка чересстрочных и прогрессивных кадров, в NTSC имеется сбивка структуры pulldown 3:2.

В PAL изданиях на стыке сцен часто мелькают половинчатые кадры, где четные строки из одной сцены, а нечетные – из другой. В NTSC таких моментов нет.


После всего вышеописанного становится очевидным, что ВСЕ PAL издания хуже по четкости изображения, чем NTSC, поэтому им сразу огромный минус.
Также во всех PAL изданиях, помимо извечных черных рамок слева и справа, замечены вверху и внизу кадра горизонтальные полосы, примерно две трети длины экрана, которые идут не до конца картинки, т.е. как незавершенные горизонтальные рамки толщиной 1 пиксель.
Зернистоть добавлялась еще в исходниках, поэтому ее количество никак не зависит от издания dvd, она везде практически одинаковая.

Качество сжатия


1. Пирамида PAL dvd5

Качество картинки наихудшее из всех представленных. Уже на черном экране, до появления первых надписей, видна грязь и дрожания. Данное изображение специально высветлено. На темных мониторах можно ничего не заметить. Сильная грязь вокруг контрастных объектов. Изображение постоянно дрожит, меняется яркость, это очень заметно на статичных сценах. Сильная блочность. Практически любой кадр, если сделать ярче, сразу будут видны квадратики и грязь.
Избражение сильно обрезано снизу и справа, относительно NTSC издания.
Цветовая гамма смещена в сторону красного, общая яркость немного светлее других изданий.
Большие черные рамки по краям кадра.
 

2. E1 Entertainment PAL dvd9

Качество сжатия наилучшее.
Блочность практически отсутствует.
Дрожаний на статичных сценах почти не видно.
Грязь вокруг контуров почти отсутствует.
Черные рамки по краям кадра присутствуют на сценах с живой съемкой, и отсутствуют на сценах с графикой.


3. Издание Koch Vision NTSC dvd9

Т.к. на диске имеется две версии фильма, поэтому качество сжатия каждого равносильно dvd5.
Качества сжатия чуть хуже E1
На стыке сцен иногда можно встретить блочность.
Дрожаний на статичных сценах почти не видно.
Грязь вокруг контуров присутствует но умеренно.
Черные рамки по краям кадра присутствуют на сценах с живой съемкой, и отсутствуют на сценах с графикой.




Зернистость
Качество одинаковое

 
Koch Vision E1 Пирамида
 
Koch Vision E1 Пирамида
 
Koch Vision E1 Пирамида


Грязь от сжатия

 
E1 минимум Koch Vision немного Пирамида много


Четкость изображение
В NTCS четкость намного выше, чем PAL

 
Koch Vision E1 Пирамида




Авторинг DVD ошибки

1. Пирамида PAL dvd5
На первом диске, из-за неправильного таймкода, индикатор времени показывает, что фильм длится 3 часа. При перемещении ползунка, за 1 час 33 минуты – проигрыватель виснет. В остальном никаких замечаний нет.

2. E1 Entertainment PAL dvd9
Нет ни малейших ошибок. DVD собран качественно.
Немного расстраивают черные рамочки по краям экрана, которые даже в меню присутствуют.

3. Издание Koch Vision NTSC dvd9
Очень неудобная структура DVD.
Заставка сделана в виде меню, поэтому кнопки play-pause-stop в ней не отображаются.
А вот меню сделаны, как видео-материал, в них видно время, можно ставить на паузу и перематывать. При просмотре фильма невозможно перемотать или пользоваться ползунком, только перемещение между главами. Также присутствуют меню, из которых невозможно выбраться без нажатия кнопки "title menu".
Огромное количество заголовков (title) dvd, которые сильно запутывают навигацию.



ИТОГ

Приоритеты:
Четкость изображения – NTSC Koch Vision
Доп. материалы, красивые меню – PAL E1 Entartainment
Истинный поклонник приобретет оба варианта.
Несколько слов в защиту Пирамиды - все-таки они единственные, кто в России издал пилоты, пусть и не в наилучшем качестве.



© Доктор Радуга

к разделу




© LEXX - LIGHT ZONE март 2011 HELEN & Trulyalyana

 
Что-то было
Что-то есть.
Все идет своим чередом.
Что мы видим сейчас
Что случилось до нас
Все вновь повторится потом.